Ранее Минфин заявил, что дефицит бюджета за январь-март превысил 2 трлн рублей, или 1% ВВП. На этом фоне цена Brent на ICE опустилась ниже 60 долларов за баррель впервые с февраля 2021 года
Дефицит консолидированного бюджета России за январь-февраль вырос до 3,805 трлн рублей. За тот же период прошлого года консолидированный бюджет был исполнен с дефицитом в 412 млрд рублей. Накануне Минфин заявил, что дефицит федерального бюджета за январь-март этого года превысил 2 трлн рублей, или 1% ВВП. Это больше запланированных на весь год 1,2 трлн рублей, или полпроцента ВВП.
На этом фоне цена нефти Brent на ICE опустилась ниже 60 долларов за баррель впервые с февраля 2021 года. Комментирует начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-траст» Олег Абелев:
Олег Абелев начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-траст», кандидат экономических наук «Причина роста дефицита бюджета за первые два месяца связана с авансированием, традиционно январь и февраль — время авансовых расходов бюджета. В этом году с учетом огромного количества нацпроектов, роста социальных расходов, необходимости субсидировать программы, в том числе банковские, конечно, увеличилось финансирование национальной обороны. Экстраполировать эти два месяца на весь год вперед я бы не стал, потому что это именно специфика начала года, эти цифры как раз эту специфику с ростом бюджетных расходов в начале года показывают. Что касается цен на нефть, пока паниковать точно не стоит, в бюджет заложены средневзвешенные цены нефти, а не в моменте. То, что сейчас мы в моменте видим снижение, пока на бюджет это сильно не реагирует, если эти цены продержатся как минимум квартал, тогда можно будет говорить о каком-то влиянии».
Внушительный дефицит начала года вызван применяемой третий год практикой опережающего авансирования предстоящих бюджетных трат. Говорит ведущий аналитик «Цифра брокер» Наталия Пырьева:
Наталия Пырьева ведущий аналитик «Цифра брокер» «На самом деле все не так плохо. Минфин тоже давал свои комментарии на данный счет. Традиционно начало года выступает расходным для бюджета, происходит огромное количество авансовых выплат и так далее, за счет чего в первые два месяца сформировался значительный дефицит бюджета. И Минфин говорил, что в последующем все нормализуется, войдет в привычное русло, расходы будут более контролируемыми, и ситуация будет выглаживаться, что позволит в конечном итоге ведомству прийти к тем целевым показателям, которые были установлены в рамках бюджета на весь 2025 год. Пока рано судить о том, насколько этот план будет исполнен или не исполнен, потому что есть важный фактор с точки зрения нефтегазовых доходов, которые продолжают проседать за счет ухудшения конъюнктуры на рынке нефти и того обвала цен, который мы наблюдаем сегодня. Дополнительный еще фактор давления, помимо того что на мировом рынке сегодня присутствует этот фактор турбулентности, — это вопрос с внутренним положением, что растут дисконты на российскую нефть. Это связано и с санкциями, которые напоследок ввела администрация Байдена, это связано с мерами тех же самых членов альянса внутри ОПЕК. В частности, Саудовская Аравия начала значительно снижать свои цены на нефть для покупателей из Азии, если не ошибаюсь, из Европы в том числе. То есть глобально, суммируя, есть вопрос именно с точки зрения бюджета в контексте того, будет ли возможно собрать доход в той сумме, в которой запланировано, и риск именно присутствует с точки зрения нефтегазовых доходов. Но это касается ситуации на данный момент, рынки очень волатильные, и обстановка может в любой момент развернуться и выйти уже ближе к тем значениям, которые таргетирует для себя Минфин».
Инвесторы опасаются снижения деловой активности и падения спроса на энергоносители вследствие торговой войны США с Китаем и другими странами. До какого уровня может подешеветь нефть? Говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «На мой взгляд, самое главное — не сколько мы конкретно увидим в моменте, это больше вопрос для биржевых спекулянтов, которым надо принять решение в течение парочки секунд и нажать на нужную кнопку. Более важно для всех остальных — это понимание, насколько кризис может быть долгосрочным. Я считаю, что все-таки основной сценарий, что на каком-то этапе и Трамп, и лидеры других стран все-таки пытаются договориться, потому что видят, что слишком долго идти по пути ценовой войны — это рискованная история. То же самое, кстати, в сфере нефти — очень долго жить с учетом низких цен на нефть, если мы не просто говорим, что нефть достигнет уровня 50 долларов или 45 долларов, если мы говорим, что она достигнет уровня и на нем останется в течение долгого времени, — это уже рискованная история. Слишком долго жить в условиях низких цен на нефть для нефтяных производителей опасно. Точно так же, как долго жить в условиях очень больших тарифов опасно для стран, которые зависят от международной торговли. Поэтому базовый сценарий, что через некоторое время, может быть, несколько недель, допустим, все-таки будут некоторые договоренности, тарифы будут уменьшены, и цена на нефть тоже вырастет. Но если все-таки реализуется сценарий долгосрочного падения цен на нефть, тут уже нужно будет считать не просто нефтяные эффекты, а на что это будет влиять в комплексе. Скажем, я не исключаю, что для нас более важным как для страны будет такой эффект, что да, нефтяные доходы уменьшились, но Запад занят слишком большими проблемами, связанными с тарифными войнами, у них не будет возможности, например, поддерживать Украину в той степени, в которой они делали это раньше, просто потому, что это будет несопоставимый уровень затрат, и вынимание ресурсов, и так далее. Поэтому во втором сценарии сюжеты будут гораздо более масштабные, чем просто нефтяные. Это тоже нужно учитывать. Опыт последнего кризиса с падением цен на нефть, то есть опыт весны 2020 года, показывает, что цена на нефть стоимостью меньше 50 долларов — это некомфортный сценарий вообще для всех производителей. Для американских компаний нужно существенно больше, чем 50, в противном случае у них очень высокие расходы на операционные издержки никак не оправдываются. Что касается арабских стран, есть очень много расчетов, сколько им нужно денег, опять же, зависит от расходов, нужно ли им продолжать вести амбициозную внешнюю политику, военные авантюры, социальные расходы, строить горизонтальные небоскребы и так далее. Если от всего этого отказаться, то они тоже могут жить при более низких ценах на нефть, просто это будет некомфортно. Затяжные низкие цены на нефть ни Саудовской Аравии, ни Эмиратам и никому прочим не нужны».
Внушительный дефицит начала года вызван применяемой третий год практикой опережающего авансирования предстоящих бюджетных трат. В Минфине подчеркивают, что текущий результат не повлияет на исполнение целевых параметров структурного баланса, хотя и признают отставание нефтегазовых доходов от плана в последний месяц.