Гравировка на металле – вещь довольно интересная и занятная. Видов, сделать рельефный рисунок на клинке ножа, топора, или на часах или кольцах, очень много. Гравировка бывает лазерная, бывает химическая, пескоструйная, механическая. Механическая гравировка, на мой взгляд, наиболее интересна. В плане самого процесса. Я считаю, что работа должна приносить не только пользу, но и удовольствие от процесса и результата.
Чем же мне не мила химическая или лазерная гравировка? В химической гравировке велик риск, испортить вещь. Малейшее отклонение от нормы, в приготовлении раствора, или в подаче напряжения и силы тока – и о красивом рисунке можно забыть. И это в лучшем случае. В лазерной же гравировке, нет души. Видно, что сделано бездушной машиной, а не человеческими руками – все элементы рисунка расположены и рассчитаны до сотой доли миллиметра! Пескоструйная гравировка – это довольно пыльная работенка. В прямом смысле! Так что мой выбор остановился именно на механической гравировке – это и не дорого, и не проблематично, и очень интересно. О ней сегодня и пойдет речь.
Понадобится
- Гравер.
- Тонкие шлифовальные головки.
- Маркер, с тонким пером.
- Простой карандаш.
- Ватный диск.
- Растворитель.
Нанесение гравировки на клинок
Как и во всяком деле, здесь есть свои нюансы и тонкости. На отшлифованном, например, до зеркальной синевы, металле, гравировка получиться более контрастная и заметная. Клинок на моем мачете отшлифован в сатин, то есть он матовый, потому и наносить гравировку требуется поперек шлифовки. Это значит, что наносить рисунок и гравировку следует не вдоль микро царапин, оставленных шлифовкой, а короткими поперечными штрихами. Инструмент для нанесения гравировки тоже, какой попало не подойдет. Нужны или алмазные, или вольфрам-карбидные буравчики. Алмазные буравчики стоят недорого, но они быстро изнашиваются – нанесенная на них алмазная пыль и крошка отпадает довольно скоро. Такие расходные инструменты можно приобрести, если Вы нечасто пользуетесь ими. По крайней мере, на один клинок его точно хватит. Вольфрам-карбидные же головки, практически вечные – плотный и тяжелый сплав грызет сталь и железо как теплое масло! Но они дороги. Так что выбор за вами. Гравер тоже не проблема; моторчик на 6-12 вольт можно вынуть из любой игрушки, купить для него подходящий к валу кулачковый или цанговый зажим – и вот Вам гравер! Итак, для начала следует подготовить клинок для нанесения рисунка. Для этого, при помощи ватного диска и растворителя, тщательно протираем всю площадь лезвия.
Далее, при помощи простого карандаша, наносим выбранный рисунок на нужное Вам место на клинке.
Если, в силу особенностей шлифовки, графит от грифеля простого карандаша не ложится на поверхность, используем маркер с тонким пером.
Если же у Вас проблемы с художественными навыками, воспользуйтесь принтером и переводной бумагой. Рисунок нанесен на металл, и можно приступать непосредственно к гравировке. Если клинок, как в моем случае, отшлифован в сатин – наносим гравировку легкими поперечными штрихами. Не надо давить на машинку и пытаться сделать рисунок глубже и рельефнее, это (если потребуется) следует делать после нанесения контуров и основных черт.
После нанесения гравировки, удаляем ватным диском остатки грифеля.
И вот что, в итоги, у нас получится:
Если Вам нужен более контрастный и объёмный рисунок, то можно перед гравировкой воронить металл лимонной кислотой, как на моем топоре.
Воронение лимонной кислотой не только придаст дополнительный контраст гравировке, но и сохранит металл от коррозии. Воронить металл лимонной кислотой очень просто: растворяем большую упаковку гранулированной кислоты на пол-литра воды, нагреваем на плите, и опускаем в нее клинок на полчаса. Черным как пистолет он, конечно же, не станет, но тёмно-серый оттенок обеспечен. Всё зависит от металла – чем более углеродистая сталь, тем темнее будет воронение. Нержавеющие стали ворониться лимонной кислотой не будут вообще. От слова «совсем»! Лимонная кислота слишком слаба для такой цели, там понадобятся более сильные щелочи и кислоты. И вот после этой процедуры, можно наносить гравировку.
Продолжительность работы зависит, конечно же, от площади и сложности Вашего рисунка. После завершения работы нужно обработать клинок растворителем, вытереть насухо, нанести (если это топор или мачете) тонкий слой машинного масла, и убрать клинок в ножны или чехол. Так же, не будет лишним капнуть две-три капли в ножны. Если же в помещении, где будет храниться такой инструмент, например в сарае, или в холодном чулане, повышенная влажность, то вместо масла лучше воспользоваться воском или парафином. Натереть воском металл, потом слегка нагреть его паяльной лампой, или на газовой плите, чтобы воск расплавился и растекся по всем щербинкам, выемкам и щелям. Если не лениться, и ухаживать за инструментом подобным образом после каждого применения – он прослужит верой и правдой долгие и долгие годы.
Смотрите видео
Источник: sdelaysam-svoimirukami.ru