08 июня 2025 2025-06-08 2 Время чтения 15 минут Прочитать позже
Отправим материал на почту
Согласен на обработку персональных данных. политика конфиденциальности
Вынужденное начало производства «колесно-пешеходных агрегатов тягового класса 0,1 с» помогло заводу из Перми пережить сложные времена, когда государство приостановило закупку моторов для самолетов. Мотоблок «Луч» за многолетнюю историю не потерял своих позиций даже после завершения производства в 2004 году. Разберемся, почему техника стала такой востребованной на российском рынке и за что ее полюбили в Китае. Читайте до конца, и вы узнаете, как можно отремонтировать устаревшие модели сегодня.
О производителе и истории модели «Луч МБ-1»
В 1980-х годах по ряду причин один из цехов завода «Пермские моторы» пришлось переоборудовать с целью изготовления самоходной техники, совместимой с навесным оборудованием для сельского хозяйства. В результате в 1983-м было положено начало, а в 1985-м выпущено 20 тысяч мотоблоков под маркой «Луч МБ-1».
В основу производства легли:
- высокопрочная сталь, что позволяла делать относительно легкие агрегаты;
- моторы от известных поставщиков (АО «Калужский двигатель», Honda, Subaru, Lifan, INTEK и других);
- цепные редукторы с железным корпусом, которые повышали надежность техники в условиях работы на каменистых грунтах.
Спустя почти 20 лет модель «Луч МБ-1» на Пермском заводе перестали выпускать, а в 2012 году был изготовлен последний мотоблок, и цех переоборудован под иные задачи. Однако техника нашла свое продолжение в реализации других проектов – ее конструктивное исполнение по сей день используется в качестве ориентира для разработки усовершенствованных решений. Например, технически схожи с «Лучом» серии «Каскад» и «Ока», некоторые модели марок «Нева» и «Целина». В основной массе производство ведется на территории Китая, а в России чаще делают только сборку с применением китайских деталей.
Устройство мотоблока «Луч МБ-1»
На примере отечественной комплектации в мотоблоке «Луч МБ-1» установлен карбюраторный четырехтактный одноцилиндровый двигатель ДМ-1. Работает он на бензине марок А-76, А-80 и АИ-92.
Технические характеристики:
- мощность – 5 л.с. или 3,7 кВт;
- объем – 316 см³;
- частота вращения – 3200 об/мин.
Механизм сцепления включает:
- 2 ремня;
- 4 шкива (редукторный, ведущий, задний и передний);
- тяги;
- специальные пружины;
- рычаги переднего и заднего входа.
Редуктор передает энергию вращения колесам и навесному оборудованию.
Он состоит из:
- корпуса с симметричным расположением двух частей;
- цепей;
- трех блоков звездочек;
- переключающего и выходного валов;
- ручки переключения.
Рулевой механизм можно подстраивать под рост оператора. Здесь предусмотрены три рычага. Первый для управления мотором соединен тросом с дросселем. Другие два установлены с левой стороны, они нужны для включения переднего и заднего хода. Для каждого предусмотрено по две передачи.
Колеса у мототехники могут быть трех типов:
- надувными – подходят для посадки и уборки урожая, для работ на нормальной почве;
- цельнорезиновыми – для бездорожья, снега, мягкого грунта, транспортировки груза;
- металлическими – колеса с грунтозацепами лучше устанавливать для работ с глинистой и влажной почвой.
Навесное оборудование для мотоблока «Луч МБ-1» по большей части нужно приобретать отдельно. В базовую комплектацию входит только почвенная фреза-культиватор. Она позволяет рыхлить и переворачивать землю.
Другие варианты «родного» оснащения:
- плуг – вспашка и переворачивание грунта, внесение удобрений и заглубление соломы;
- окучник – формирование борозд, одновременное рыхление почвы и окучивание побегов, подрезка сорняков в междурядье;
- картофелекопалка – поднятие и просеивание земли от клубней;
- утяжелители – улучшение тяговых характеристик и стабилизации мототехники за счет увеличения ее веса;
- удлинители осей – расширение колесной базы для установки грунтозацепов и увеличения колеи.
Общий список задач, которые можно решать с помощью мотоблоков из Перми при условии, что речь идет о легких типах грунта и болотистых местностях:
- подготовка почвы под посевы;
- подрезка сорняков и окучивание побегов;
- внесение удобрений, опрыскивание и полив растений;
- уборка урожая картофеля;
- скашивание травы и кустарников, заготовка сена;
- уборка снега, листвы и прочего мусора;
- перевозка грузов.
Несмотря на прекращение производства мотоблоков «Луч МБ-1», укомплектовать его навесным оборудованием можно и сегодня. Адаптер с сиденьем для оператора, косилки, прицепы и прочее оснащение выпускают для модернизированной техники, у которой схожие механизмы крепления. Это может быть модельный ряд, например, таких марок: «Каскад», «Нева», «Ока», «Угра» и «Целина».
Функциональные возможности мотоблоков под маркой «Луч»
На базе модели «МБ-1» были произведены еще несколько модификаций мотоблоков «Луч». Между собой они незначительно отличаются, например, формой бензобака или модификацией двигателя. Самая известная модель из этой серии – «МБ-5040».
Здесь улучшены характеристики моторов:
- мощность – 5,5 л.с или 4,05 кВт;
- объем – 317,4 см³;
- частота вращения – 3250 об/мин.
Также на базе холдинга ОАО «Пермские моторы» после закрытия производства мотоблоков «Луч» в 2006 году начали изготавливать мототехнику серии «Каскад». Это было обосновано переходом с военной промышленности на выпуск гражданской продукции. По сути, конструктивное исполнение сельхозмашин было сохранено. Изменения коснулись только названия, цвета и компоновки.
Поэтому в целом функционал обеих серий можно рассматривать без детального сравнительного анализа:
- облегченный запуск (серия «Луч МБ-5040» с двигателями ДМ51-ДМ54) – запуск двигателя проще, так как требуется меньше усилий, а зимой для этого допустимо добавление разогретого машинного масла;
- система принудительной смазки (у некоторых моделей «Луч МБ-5040» и у «Каскад МБ6-08») – подача масла в узел головки шатуна и шатунной шейки коленчатого вала
- глушитель – снижает уровень шума работающей техники и обеспечивает направленный вывод выхлопных газов;
- управление – предусмотрены механизмы для изменения скорости и направления движения техники;
- ограничитель – альтернатива полозу на мягкой почве и тормозу на тяжелой, а также помогает обрабатывать землю пластами.
В отличие от «Луча» «Каскад» также имеет такие опции:
- редуктор – устойчив к ударам и вибрациям за счет расположения выходного вала на подшипниках;
- руль с вынесенными на него кнопками – можно настроить под оператора и скорректировать маневренность техники;
- металлический упор – делает удобным хранение мотоблока в помещении и позволяет автоматически отключить двигатель в той или иной ситуации;
- круиз-контроль – позволяет зафиксировать рычаг сцепления, то есть оператор не затрачивает силы на постоянное нажатие в процессе работы;
- измельчение мусора – опция доступна при условии подключения навесного оборудования (например, измельчители «Мастер» или Affe «Мастер»).
Обе серии мотоблоков от «Пермских моторов» можно отнести к универсальной самоходной технике для ведения личного подсобного хозяйства. Несмотря на то, что техника больше не выпускается, она остается рабочей долгие годы при правильном обслуживании. Перегрузки двигателя, основные неисправности из-за засора топливной системы и протечки масла несложно устранить самостоятельно. А для более капитального ремонта необходимые детали, если нет оригинальных, их можно подобрать от схожих по конструкции мотоблоков.
Видео описание
На видео – мотоблок «Луч» готовый к работе:
Коротко о главном
Итак, мотоблок «Луч» впервые был выпущен в 1985 году на заводе «Пермские моторы». Техника была высоко оценена садоводами и огородниками, а также отечественными и зарубежными производителями самоходных машин для сельского хозяйства. В России на основе модели «Луч МБ-1» были разработаны мотоблоки под марками «Каскад», «Нева», «Ока», «Угра» и «Целина». В Китае изготавливают как модифицированную технику, так и детали для ее сборки.
В 2004 году производство закрыли, но благодаря простоте устройства и доступности сменных деталей от схожих серий под другими брендами, эта техника продолжает помогать садоводам вести подсобное хозяйство.
Мотоблоки «Луч» совместимы со многими видами навесного оборудования. Это могут быть оригинальные модели и оснащение от схожих моделей.